Правила для движения грузового транспорта по Москве в 2022
Власти Москвы всерьез озабочены защитой окружающей среды и разгрузкой городских дорог. Новые меры, принятые в 2022 году, усугубили патовую ситуацию с проездом грузовиков в столицу. Незначительные послабления, объявленные администрацией Москвы на фоне санкций в марте 2022, не изменили общую безысходную картину. Транспортные компании и владельцы грузовых авто считают, что применяемые методы не несут желаемого результата. При этом, они сильно бьют по кошелькам перевозчиков, а в конечном итоге, всех граждан РФ. Злые языки говорят, что разработанные правительством схемы только усиливают коррупцию.
Получить бесплатный пропуск при помощи портала Госуслуг невозможно, так организована бюрократическая процедура. Заказать пропуск можно платно, при помощи фирм-посредников, сопровождающих процесс подачи, оформления, получения и эксплуатации пропуска.
Ограничения на получения пропуска и другие сложности большегрузов

В 2022 году передвижение грузового транспорта по МКАД усложнилось. Грузовикам массой более 12 тонн и ранее не разрешали пользоваться кольцевой. В настоящее время этот запрет распространен на всех перевозчиков, кроме малотоннажных Газелей.
Предприниматели, которым нужно было перевозить товар с погрузкой или выгрузкой в Москве, вынуждены нанимать перевозчика с пропуском. Власти изыскивают способы пополнения казны города, вводя все новые сборы: стоимость грузовых пропусков удвоилась в 2021 году, после их разделения на ночные и дневные. Дополнительные налоги на проезд увеличивают себестоимость рейсов, и как следствие, стоимость товаров на полках магазинов.
Свои решения власти мотивируют высокой загруженностью трассы и попыткой освободить дорогу для легковых автомобилей. МКАД фактически приравнивается к городской улице. Его массово используют жители столицы для поездок на службу или по другим делам. Запрет движения призван сократить количество грузовиков на дороге и освободить ее для частных авто. По данным статистики за сутки по МКАД передвигаются 49 тыс. транзитных грузовиков. Нововведения призваны разгрузить трассу.
Регламентом предусмотрено, что пропуск приобретается на один или несколько раз, и только в один конкретный адрес:
- для поездки в Москву по МКАД до Третьего Транспортного Кольца;
- внутрь Третьего Транспортного Кольца по ТТК;
- передвижение по Садовому кольцу и внутри него.
Наличие пропуска не означает свободу перемещения по городу. Скорее, наоборот. Для дополнительного контроля за передвижением транспорта с пропусками, Дептрансом в 2022 году введен еще один новый закон, в соответствии с которым, пропуск может купить лишь тот заявитель, который приобрел и подключил к системе мониторинга средство слежения властей за собой, GPS трекер. Цель слежения – в автоматическом режиме аннулировать пропуск у грузовика, который был отмечен на точке погрузки, указанной при подаче заявления на грузовой пропуск, менее четырех раз в месяц.
Например, уехал Перевозчик в отпуск или заболел ковидом, вернулся в строй, а пропуск его уже автоматически заблокирован. И снова нельзя проехать, нужно покупать новый пропуск, или сразу два (дневной и ночной). Новые пропуска снова придется ждать от 45 дней в 2022 году.
Сложности с оформлением разрешительных документов уже привели к возникновению дефицита транспортных средств на московском участке. Услуги перевозчиков выросли в цене на 15-20%. А этот рост, в свою очередь, провоцирует рост цен на все товары, поставляемые через Москву.
Даже если не нужно заезжать в столицу, объезд МКАД по ЦКАД (Центральная Кольцевая Автодорога) предполагает увеличение времени в пути и расхода топлива.

Новые правила передвижения грузовиков по Москве в 2022 году
Еще с 2019 года действуют лимиты на получение пропусков для грузовых автомобилей. Разовый документ, разрешающий проезд, действует всего 10 дней в 2022 году. Получать его можно не чаще 2 раз в месяц. Фактически, владелец большегруза может въехать в столицу по кольцевой 20 дней из 30.
Действует пропуск со дня подачи заявки. Но и здесь возникли сложности. Чиновники увеличили сроки ее рассмотрения. Если ранее на это отводилось 3 часа, то теперь заявку могут одобрить в течение рабочего дня. А это значит, минус один день из разрешенных десяти.
Предусмотрена возможность получения годового пропуска. И снова все не просто. Необходимость выдачи документа нужно доказать. Собрать массу справок и бумаг, передать все это комиссии. В 2021 году заявку на годовой пропуск по регламенту обрабатывали 60 дней (для сравнения, срок рассмотрения чиновниками заявления в 2020 году был 30 календарных дней). В 2022 время рассмотрения заявлено на сайте Москвы как 10 рабочих дней (со слов перевозчиков, процесс действительно ускорился и занимает не 60, а 45 дней).
По наблюдениям тех, кто уже пытался получить годовое разрешение на проезд, с первого раза согласовать его не удается. Приходится собирать документы повторно. И опять ждать рассмотрения. Процесс зачастую растягивается на неопределенный срок.
В мае 2021 на грузоперевозчиков свалилась еще одна неприятная неожиданность. Годовые пропуска в Москву совсем перестали оформлять. Официального объяснения от властей, почему так случилось, так и не последовало. Вероятнее всего, из-за радикальных нововведений разные ведомства не могли выработать алгоритм взаимодействия.

Хроника блокирования МКАД и других магистралей Москвы для больших и средних грузовиков
- 05.2013 введен запрет на дневное движение по городу и МКАД фур и среднетоннажных 10 тонников (ездить по городу без специально оформленного пропуска теперь можно только ночью);
- 02.21 движение большегрузов по Москве и МКАД заблокировано круглосуточно, проезд круглосуточно, по специальному пропуску, оформление которого платное и требует от нескольких недель до нескольких месяцев;
- 02.21 властями объявлено, что все выданные ранее пропуска по МКАД не действуют в ночное время, объявлен запрет на движение по ночам;
- 02.21, введен новый ночной пропуск по МКАД, (то есть благодаря данному постановлению, стоимость круглосуточного пропуска выросла в два раза);
- 05.2021, время рассмотрения заявления на многоразовый (годовой) пропуск увеличено с 30 до 60 календарных дней;
- С 01.05.2023 по 01.05.2023, без объяснений причин блокирована выдача годовых пропусков;
- 07.21 законодательный запрет на перемещение в дневное время распространен на все грузовики, кроме малотоннажного транспорта: теперь за дневной пропуск придется платить всем перевозчикам, кроме Газелей;
- 07.21 официально объявлено, что с 2022 года, запрет проезда грузовикам от 3,5 тонн станет круглосуточным, как у большегрузов;
- 07.21 объявлено, что до конца 2021 года, каждый грузовик, для въезда в Москву, обязан купить специальный GPS трекер и пройти электронную регистрацию в специально созданном ведомстве;
- Требования по экологии. Для въезда на территорию третьего транспортного кольца (ТТК) двигатель на грузовом автомобиле должен быть не ниже 3-го класса евро, а для въезда в Москву в пределах МКАД – не ниже 2-го класса.
- 02.22, мэрия ввела временное послабление в выдаче пропусков, как меру поддержки на фоне давления западных санкций. Главное новшество, что больше, чем в три раза, сократили общее количество документов, необходимых для подачи заявления на дневной пропуск (с 23 штук до 7). Время оформления пропуска законодатели сократили в 1,5 раза, с 60 дней до 45.
Заключение
Сложившаяся ситуация все более обостряет дефицит грузового транспорта в главном транспортном хабе Российской Федерации. Мы, как транспортная компания, ежедневно наблюдаем, как усиливается отток перевозчиков из столицы, в пользу региональных маршрутов. Увеличивается разрыв между рыночным спросом и предложением на грузоперевозки в столичном регионе, вследствие чего цены на транспортные услуги растут, как на дрожжах.
В крупнейших городах мира Нью-Йорк или Гонконг, власти давно решили проблему передвижения большегрузов, заменив дневной грузовой трафик ночным. Об этом многократно рассказывали в своих интервью журналистам управленцы Максим Ликсутов и Марат Хуснуллин, которые ездили в эти города в служебные командировки по обмену опытом. Однако, в реалиях, перспективный закон превратился в новую кормушку для чиновников.
Под флагом очистки города от фур, власти блокируют товарное обеспечение мегаполиса, способствуют росту цен на перевозки в столице и дефициту транспорта. Как у нас водится, вместе с водой выбрасывают ребенка. Магистрали – пульсирующие артерии экономики, а грузовой транспорт – её кровь.